Узбекистан, не имеющий выхода к морю, намерен создать свой флот на Каспийском море для увеличения морских грузоперевозок по Транскаспийскому маршруту. Страна будет сотрудничать с Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном в этом направлении. Республика уже возводит национальный терминал в порту Баку.
Узбекистан является одной из самых крупных экономик Центральной Азии, но сталкивается с проблемами транспортной изоляции и зависимости от соседних стран. По данным Всемирного банка, транспортные расходы Узбекистана составляют около 25% от стоимости экспорта, что в два раза выше, чем в других развивающихся странах.
Для решения этой проблемы Узбекистан ищет альтернативные пути доставки своих товаров на мировые рынки. Одним из таких путей является Транскаспийский маршрут, который соединяет порты Каспийского моря с железнодорожными линиями в Турции и Европе. Этот маршрут позволяет сократить время и стоимость перевозки грузов из Центральной Азии до Средиземноморья и дальше.
Однако для использования этого маршрута Узбекистану необходимо иметь свои суда на Каспии, которые могут перевозить его грузы от порта Актау в Казахстане до порта Баку в Азербайджане и обратно. В настоящее время Узбекистан арендует суда у других стран или пользуется услугами третьих сторон. Это увеличивает затраты и риски для узбекского бизнеса.
Узбекистан уже предпринял ряд шагов для реализации своих планов по созданию собственного флота на Каспии. В частности, страна:
Создание собственного флота на Каспии открывает для Узбекистана новые возможности для развития торговых и экономических связей с другими регионами. Согласно прогнозам, потенциал Транскаспийского маршрута может достигать 25-30 миллионов тонн грузов в год, а доля Узбекистана в этом объеме может составлять до 10 миллионов тонн.
Кроме того, узбекский флот может способствовать укреплению региональной безопасности и стабильности на Каспии, а также углублению сотрудничества с прикаспийскими странами по вопросам экологии, туризма, культуры и образования.