PIAROFF
Компании
Новости
Пресс-релизы
События
Статьи
~1 минут

Поучительная история шахматного программирования – к вопросу об ИИ

В субботу исполнилась очередная годовщина со дня победы компьютера над Каспаровым, 13-м чемпионом мира по шахматам, в матче из шести партий (1997). IBM до сих пор и по праву гордится достижением. Но у неё затем случился конец мирового IT-лидерства, д...

Tag : Искусственный интеллект,нейросети,шахматы

В субботу исполнилась очередная годовщина со дня победы компьютера над Каспаровым, 13-м чемпионом мира по шахматам, в матче из шести партий (1997).

IBM до сих пор и по праву гордится достижением. Но у неё затем случился конец мирового IT-лидерства, длившегося более полувека. Возможно, лидерство и вернётся, если IBM добьётся успеха в квантовых вычислениях. Но с ИИ очевидно не задалось, вспомним неудачу Watson. Это несмотря на то, что шахматное программирование в прошлом веке без вопросов считалось задачей ИИ, и IBM эту задачу решила.

Deep Blue обыграл Каспарова примерно так же, как автомобиль обгоняет бегунов – грубой силой. Машина считала варианты настолько быстро, что противопоставить ей можно было разве что человеческие опыт и интуицию. Но в 1997 они помочь уже не могли.

IBM на посвящённой Deep Blue страничке описывает историю шахматного программирования как историю противостояния «машина против человека». И зря. В 70-е, например, машина играть с человеком не могла, не тянула даже против любителей, поэтому шахматное программирование развивалось в виде «машина против машины». Главную роль тогда играли не процессоры, а искусство программирования.

Первый чемпионат мира среди компьютерных программ (1974) выиграла советская программа «Каисса» (Михаил Донской, Владимир Арлазаров). «Каисса», авторы которой вместо перебора вариантов создавали эвристические алгоритмы, была куда ближе к ИИ, чем Deep Blue. Компьютер, обыгравший Каспарова, представляет собой просто быстрый счётчик. Михаил Донской имел все основания сказать, что «шахматное программирование перестало быть задачей ИИ, как только компьютер обыграл гроссмейстера».

Тогда же пытался создать шахматную программу («Пионер») и шестой чемпион мира д.т.н. Михаил Ботвинник. Безуспешно. Быть великим шахматистом не значит быть успешным разработчиком ИИ-системы. Это почти то же самое, как если бы Усэйн Болт стал проектировать гоночный автомобиль.

Сегодня упомянутые опыт и интуиция уже даже теоретически не помогут человеку обыграть машину, нейросеть сама умеет обучаться, и не хуже. Шахматы снова стали задачей ИИ – где нейросеть, там и он, искусственный интеллект. Компьютер в шахматах теперь непобедим, даже обыграть собственный смартфон задача нетривиальная.

Чем эта история поучительна. Прежде всего тем, на наш взгляд, что развитие науки и техники доказало на практике: человек не должен ни бегать за автомобилями, ни играть с машиной в шахматы.

А главное, ИИ вступил в качественно новое состояние. Раньше термин «искусственный интеллект» относился к решению на компьютере задач (неважно, каким способом), прежде доступных только людям. Теперь ИИ самостоятельная уже не научная, а технологическая область, которую, как было сказано, можно обозначить словом «нейросети». ИИ стал универсальной технологией, не привязанной намертво ни к какой конкретной задаче, точно так же, как, например, производство изделий из пластмассы не привязано к назначению этих изделий, пластмассовым может быть  и брелок, и лодка, и искусственный клапан сердца.

Вот эта принципиальная новизна современных ИИ систем и есть причина, по которой IBM, некогда хорошо решавшая частные ИИ-задачи, отстала, оставшись лучшим в мире производителем прежних, до-нейросетевых, ИИ-систем.

Тот же риск угрожает корпорации РФ. Авиа- и ракетостроение, программирование, атомная энергетика — всё это у нас есть из прошлого. Но ИИ как универсальной технологии в прошлом не было. Это вызов серьёзнее задачи создания гиперзвуковых летательных аппаратов.