PIAROFF
Компании
Новости
Пресс-релизы
События
Статьи
~1 минут

Почему Apple, Google и Microsoft не уходят окончательно из России

С разрешения редакции «Новостей ИТ-канала» (бывший CRN Russia Edition) публикуем текст основателя и гендиректора компании-разработчика российской операционной системы Uncom OS Никиты Кочерженко. Складывается парадоксальная ситуация: несмотря на офици...

Tag : Apple,Google,Microsft,параллельный импорт,санкции

С разрешения редакции «Новостей ИТ-канала» (бывший CRN Russia Edition) публикуем текст основателя и гендиректора компании-разработчика российской операционной системы Uncom OS Никиты Кочерженко.

Складывается парадоксальная ситуация: несмотря на официальную риторику и эскалацию санкционного давления, продукты и устройства глобальных корпораций Apple, Google и Microsoft по-прежнему доступны на российском рынке, пусть и в рамках «серых» схем. Почему?

С самого начала специальной военной операции и последовавших за ним санкций Apple, Google и Microsoft сделали все для того, чтобы вытолкнуть российских пользователей в «серую зону»: продлить подписки или официально купить их новые продукты граждане РФ не могут, но и от экосистемы их не отключают. Ну а всё, что необходимо для пользователей, можно купить на пиратском рынке, причём с существенным дисконтом.

Эта стратегия имеет очень простое объяснение: она позволяет глобальным компаниям не уходить окончательно с российского рынка. Ведь в противном случае отечественный потребитель имел бы шанс понять, что работа исключительно с тем же Microsoft — далеко не единственный возможный путь. И что есть способы гораздо лучше организовать свое виртуальное рабочее пространство.

Поэтому перед международными компаниями стои́т задача не выпустить пользователя из своей экосистемы, пусть даже за счёт его перемещения в «серую зону». Тем более что в случае изменения политической ситуации и отмены или ослабления санкций можно будет вернуться на российский рынок фактически без каких-либо маркетинговых вложений.

Но существует и другой аспект проблемы: есть вероятность, что ситуация будет усложняться, ставки продолжат расти, и будет эскалация в том числе и санкционного давления. Вплоть до отключения российских пользователей либо полной деградации сервисов на территории России.

А чтобы данные действия не дали повод задуматься всем остальным пользователями в мире о том, что и с ними могут при желании поступить так же, как раз и важно вытащить россиян в «серую зону». Чтобы затем отключать уже не граждан конкретной страны, а нарушающих закон «пиратов», которые сознательно шли на риск.

Не стоит забывать, что есть обратная сторона медали: «серый» статус российских пользователей позволяет корпорациям не очень тщательно соблюдать в их отношении свои же лицензионные соглашения. В результате в России сегодня в полную силу работают различные «следилки», «распознавалки», «подслушивалки» и «подглядывалки», встроенные в сервисы: всё, что связано со сбором и анализом информации, которой пользователь не хотел бы делиться.

Любая информация о пользователях попадает в эти корпорации. Происходит распознавание интернет-сетей. Создаются карты связей людей: вычисляются соседи, родственники, коллеги. И в лучшем случае эта информация может быть использована для продажи рекламы.

Каждый из нас, наверное, сталкивался с ситуацией, когда, поговорив о каком-то товаре или продукте, мы начинаем получать связанные с ним рекламные предложения. И эта проблема имеет глобальный масштаб. Буквально на днях в СМИ была опубликована (событие 2023 года) презентация Cox Media Group (CMG), в которой утверждается, что компания может таргетировать рекламу, основываясь на том, что потенциальные покупатели говорят вслух возле микрофонов своих устройств. А Google, Amazon, Bing и другие компании названы в этом документе партнёрами CMG.

«Умные устройства собирают данные о намерениях в режиме реального времени, прослушивая наши разговоры. Рекламодатели могут сопоставлять эти голосовые данные с поведенческими показателями, чтобы таргетировать потребителей на рынке. Мы используем ИИ для сбора этих данных из 470+ источников, чтобы улучшить развертывание, таргетинг и эффективность кампаний», — говорится в презентации. В документе также сообщается, что CMG использует голосовые данные для выявления аудитории, которая «готова к покупке», а затем составляет список таких пользователей и передает его рекламным платформам для последующего таргетирования рекламы.

Но и это не самое страшное. Ведь ещё есть возможность сбора компромата на пользователя, инструменты для анализа его сильных и слабых сторон. К примеру, легко представить, что Apple, Google и Microsoft смогут продавать транснациональным компаниям информацию, которая позволит им надавить на российских сотрудников и заставить их работать больше, а получать меньше. Это будет очень ценная информация, а мир может оказаться в условиях, когда люди станут товаром во всех смыслах.

То, что Россия сейчас с точки зрения вышеупомянутых корпораций в «серой зоне», наталкивает на мысль, что мы сейчас можем быть тем самым полигоном, где отрабатываются эти технологии. Так что они до последнего момента будут оставаться на нашем рынке и держать над нами дамоклов меч. Чтобы в нужный момент нанести сокрушительный удар, а потом триумфально вернуться, но уже совсем на других условиях.