В Липецкой области запустили цифровую систему оценки школьного питания, и даже хотят распространить её на всю страну. Похожая система уже несколько лет используется в Москве. Благодаря внедренному комбинатами питания приложению «Оценка питания» учащиеся могут влиять на меню в своих школах.
В прошлом году губернатор Липецкой области Игорь Артамонов заявил, что более 90 процентов школьников довольны питанием в учебных заведениях. Детей устраивало и качество блюд, и ассортимент, который им предлагался. Просчитать такую позитивную оценку удалось благодаря специальному приложению, где через QR-код ученики самостоятельно выставляют блюдам оценки, высказываясь за изменения или делясь своими пожеланиями. Информация от юных активистов ежемесячно подвергалась подробному анализу. Также в регионе работала горячая линия, организованная профильным управлением по вопросам организации школьного питания. Посчитав нововведение весьма позитивным, местные чиновники решили масштабировать его на всю страну.
— Мы внедрили приложение в начале 2020 года и за это время провели большую работу с поставщиками школьного питания, — рассказал начальник управления цифрового развития Липецкой области Станислав Корниенко. — И благодаря сбору отзывов от детей мы выявили организаторов питания, которые некачественно оказывают услуги и до конца 2021 года расторгли с ними договоры, и расстались. В результате у нас в конце 2022 года Липецкую область похвалили как регион, наилучшим образом организовывавший школьное питание. Мы планируем наше веб-приложение перенести на платформу «Гостех», чтобы оно стало доступно остальным регионам Российской Федерации. Уже десять регионов изъявили желание использовать это мобильное веб-приложение.
В российской столице еще несколько лет назад было разработано и получило широкое распространение похожее приложение — «Оценка питания». Оно было создано по инициативе НП СО «Ассоциация предприятий социального питания в сфере образования и здравоохранения», привязано к школьной системе «проход и питание» и стало привычным инструментом для школьников. В мобильном приложении отображаются все покупки в школьной столовой и буфете. И учащийся имеет возможность оценить каждое блюдо, поставив ему от 1 до 4 баллов. А организатор питания, в свою очередь, получает информацию в режиме онлайн, формирует рейтинг блюд и анализирует предпочтения школьников.
При многих схожих моментах между липецкой и московской разработкой есть и различия. Станислав Корниенко убеждает, что одним из главных плюсов липецкого приложения является то, что оно позволяет без лабораторных исследований выявлять некачественные продукты. Непонятно, как школьники по запаху или вкусу могут определить просроченное ли молоко перед ними или, например, фальсификат. Так что при использовании простейшего опроса «нравится/не нравится» такой подход имеет смысл, а заключать или расторгать контракты, руководствуясь такими категориями, несколько странно. Поэтому столичные комбинаты питания исключительно иконкой «Оценки питания» в мобильниках учеников не ограничиваются. Эффективным барьером для некачественных продуктов в сфере социального питания Москвы выступает многоуровневая система контроля, включающая, в том числе, лабораторный контроль в производственно-логистических комплексах. Ответственные за питание в школах ежедневно следят за работой исполнителей контрактов на пищеблоках, плюс в каждом учебном заведении работает комиссия по проверке питания. По возможности включаются в процесс контроля и родители, которые также могут посетить производственно-логистические комплексы, чтобы лично убедиться в соблюдении санитарных норм и правил.
В результате столичное питание считается одним из лучших стране. И система продолжает совершенствоваться. Благодаря тому же приложению «Оценка питания» из меню были исключены несколько блюд, а в этом учебному году туда внедрили новые: фишболы, митболы, круассаны, маффины, пицца, наггетсы и другие. При этом все они готовятся по специальным рецептам с сохранением полезных свойств и витаминов.