Tag : лнмо,Санкт-Петербург,школа
Об авторе: Анатолий Шалыто, профессор, д.т.н., Университет ИТМО.
В Санкт-Петербурге 30 лет на основе государственно-частного партнёрства просуществовала необычная школа, названная её основателем Ильей Александровичем Чистяковым «Лабораторией непрерывного математического образования» (ЛНМО). Работа школы вчерне выглядела так: с общеобразовательной школой заключался договор аренды некоторых её помещений, в которых размещались классы из специально отобранных преподавателями ЛНМО детей, которые основное образование формально получали в этой школе, так как и там, и в дополнительном образовании, также осуществляемом на территории школы, преподавателями являлись сам Чистяков и приглашённые им преподаватели, включая большое число выпускников ЛНМО. Обучение в ЛНМО стоило родителям денег, но несравненно меньших, чем в платных школах.
Сначала в ЛНМО были только математические классы, которые находились в одной из общеобразовательных школ, потом в другой школе появились инженерные классы, в третьей были размещены химико-биологические классы, в четвертой – гуманитарные классы, и, наконец, в пятой – академические. Все пять школ располагались в одном из центральных районов города – Адмиралтейском.
Долгие годы всех (город, район, школы, детей, родителей и учителей) всё устраивало. Так как перечень достижений учащихся ЛНМО в прошлом году занимал 49 страниц (сейчас он стал еще больше), то славы хватало не только ЛНМО, но и школам, в которых они находились (сейчас со славой в этих школах дело обстоит хуже…). Более подробно деятельность лаборатории описана в книге «ЛНМО. Формула новой школы».
И вдруг летом прошлого 2022 года что-то случилось, и усилиями комитета по образованию города и администрации района, где находились все указанные общеобразовательные школы, ЛНМО закрыли: расторгли договора аренды, где они были, некоторые помещения опечатали и во всех школах предложили «собирать манатки» и уезжать из них неизвестно куда. Причина произошедшего практически не артикулировалась, да её особенно и не надо было артикулировать, так как хорошо известно, что у сильного всегда бессильный виноват!
Все, кто был причастен к ЛНМО (учителя, родители, дедушки и бабушки), были в шоке – конец июня, до нового учебного года всего два месяца, а 550 (!) школьников разных классов оказались на «улице». Дети сначала мало что знали о происходящем, так как были на каникулах, и поэтому многие из них находились вне города, но зато, когда перед началом учебного года они приехали домой, то и они были в шоке от того, что им приходилось своими руками уничтожать любимое учебное заведение (разбирать парты, столы и шкафы, упаковывать книги, компьютеры и делать много чего ещё из этой «оперы»), в которое они ездили со всех концов города. Я думаю, это был для детей такой жизненный «урок», который никакие вводимые в школах завучи по воспитательной работе не обеспечат.
Куда только не писали и кто только не писал (снимал) о закрытии ЛНМО, но «железная дверь» в неё «захлопнулась», и, как думали чиновники, навсегда.
Я неоднократно был членом научного жюри «Балтийского научно-инженерного конкурса», охватывающего всю страну, который много лет проводит лаборатория, и своими глазами видел какими «бриллиантами» являются многие школьники ЛНМО и другие участники этого соревнования. Некоторые из этих ребят, в том числе и с моей подачи, поступили по конкурсу ITMO.STARS, проходящим с девизом «Поступай не как все!», учиться в Университет ИТМО, и учились и учатся классно! Кстати, в разгар описываемых событий я задавал чиновникам вопрос о том, кто после закрытия ЛНМО будет проводить этот конкурс, но ответа никогда не получал, так как его проведение не входило в сферу их ответственности, а раз так, то по этому вопросу «хоть трава не расти»…
Поэтому я не мог остаться равнодушным к происходящему и включился в борьбу. При этом отмечу, что в 2018 году я одним из первых в стране получил вновь введённую государственную награду – знак отличия «За наставничество» во многом благодаря тому, что помогал создавать на легендарной кафедре «Компьютерные технологии» Университета ИТМО атмосферу успеха. Решил воспользоваться тем же «оружием» и здесь – стал писать тексты, вселяющие уверенность и надежду в тех, кто боролся за сохранение ЛНМО, особенно тогда, когда у них опускались руки.
В результате на сайте «Экспертный центр электронного государства» и на моей странице «ВКонтакте» я с июля 2022 года по февраль 2023 года опубликовал девять текстов:
Первый из этих тестов содержал очень много букв, но его появление, видимо, так удивило «народ», что с ним только в сети «ВКонтакте» ознакомилось более 3425 человек, из которых более 860 ее прочли целиком. Это составляет 25% прочтения и является весьма редким явлением для таких больших текстов.
Последний текст из опубликованных перед началом учебного года имел красноречивое название: «Хроника покушения на убийство (субъективные заметки)». Первого сентября руководитель «Агентства стратегических инициатив» Светлана Чупшева, которая со своими сотрудниками, пыталась помочь сохранить ЛНМО, попросила губернатора Петербурга Александра Беглова решить проблему с работой лаборатории. Но и эта просьба осталась незамеченной…
В результате, несмотря на все усилия, приложенные людьми разных социальных уровней, и на огромную психологическую травму, которая наносилась детям в результате переезда в никуда и неизвестно зачем, чиновникам от образования было не до сантиментов, и они всё-таки закрыли ЛНМО.
Надо им отдать должное – они не собирались столько детей оставлять на улице и предлагали родителям варианты перехода в другие школы, тем более что, по их мнению, у нас в городе все школы хороши, а то, что ЛНМО – любимая школа, относилось к разряду сантиментов, которые никто не собирался учитывать. Это напоминало поведение Сталина, когда он при «посадке» жён высокопоставленных чиновников, будучи большим гуманистом, говорил, что им найдут новых жён. Однако это почему-то нравилось не всем.
После произошедшего педагогический коллектив школы предложил детям и их родителям перейти в части основного образования на семейное (домашнее) обучение, а для обеспечения дополнительного образования – стали активно искать помещение. Узнав об этом, чиновники предположили, что согласных на эти условия будут единицы, и ЛНМО исчезнет сама собой. Думаю, что они были сильно удивлены, когда узнали, что «стойких оловянных солдатиков» оказалось более 400 (!) человек.
Трудно передать чувства, которые охватили присутствующих в дождливое, холодное утро первого сентября на «Дне знаний» в «приютившем» ЛНМО для получения дополнительного образования дворце княгини Юсуповой на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге, принадлежащем много десятилетий обществу «Знание», когда около тысячи (!) человек (школьников, родителей и учителей) слушали «Гимн Великому Городу» – городу, который считается Культурной Столицей, руководство которой, мягко говоря, не очень культурно поступило с теми, кто в этот момент был в зале. В общем, сложилась ситуация, которую Пастернак описал так: «Но пораженья от победы / Ты сам не должен отличать»! Они и не отличали, и с сентября 2022 года по начало января 2023 года школа работала в указанных условиях.
Тем временем к этой истории подключались новые люди, которые, в частности, уговаривали городских чиновников выделить для лаборатории хотя бы на время резервное школьное здание, принадлежащее городу. Но и это закончилось ничем.
Потом произошёл новый поворот в судьбе ЛНМО: из дворца Юсуповой «на улицу» выгнали (!) не только всех арендаторов, включая ЛНМО, но и само общество «Знание», которое «жило» там более 70 лет, так как в стране и в Питере появилось новое общество … «Знание». Именно этому событию и был посвящён последний из упомянутых выше текстов – «Чудо чудное, диво дивное». Итак, ЛНМО снова оказалась «без крыши над головой», и снова чиновники не пришли на помощь…
Но ЛНМО не погибла и опять самостоятельно решила проблему «крыши для своей головы», что позволило более чем 350 школьникам завершить этот невероятно трудный учебный год.
Что ждёт лабораторию, которая определяет себя как школа с научным уклоном, в дальнейшем?
Во-первых, она из государственно-частной превратилась в частную. Во-вторых, нашла коммерческую недвижимость, которую в сложившихся условиях в стране и мире удалось снять по приемлемой цене. В-третьих, реклама, созданная чиновниками и стойкостью ЛНМО, привела к тому, что желающих поступить в ЛНМО в этом году больше, чем обычно – 600 человек. Отобрав в результате вступительных испытаний 200-250 ребят, лаборатория сможет обеспечить стоимость обучения, приемлемую для подавляющего большинства родителей, а остальных тоже не бросит, так как они, как показал этот чудовищный для них год, своих не бросают. Они, например, сохранили химико-биологический класс всего для… двух выпускников!
В результате у ЛНМО появилась возможность собрать на одной площадке все пять типов классов: математические – 7-11 классы, инженерные – 7-11 классы, химико-биологические – 7, 8, 10 и 11 классы, гуманитарные – 8-11 классы и академические – 5-6 классы. Это может привести к синергетическому эффекту. Как говорится, не было бы счастья, но несчастье помогло!
Сегодня ЛНМО обеспечивает углублённое изучение литературы, русского языка и истории, вне зависимости от направления обучения, причём в составе коллектива филологов четыре кандидата наук. В лаборатории английский язык изучается шесть часов в неделю в пяти-шести разноуровневых группах, работающих с высококлассными педагогами. Обеспечиваемое в ЛНМО фундаментальное образование позволяет каждому учащемуся разработать собственный проект или научное исследование и представить его на конкурсах и конференциях.
Можно сказать, что ЛНМО предназначена для взращивания творческих личностей. В ней для вовлечения в науку разработана система летних школ (четыре профильные смены летней научной школы ЛНМО), а также кружки дополнительного образования, научные индивидуальные соревнования для погружения в исследовательские практики. Для поддержки детей, одарённых в научном и инженерном отношении, ЛНМО с 2004 года проводит всероссийские научные соревнования (Балтийский научно-инженерный конкурс, по результатам которого проводился отбор на всемирный научный конкурс школьников Intel INSEF, и на котором учащиеся ЛНМО получили более 30 призов; олимпиада с элементами решения задач «с открытым концом»; «Математика НОН-СТОП» и Санкт-Петербургский Турнир юных математиков).
Здесь о ЛНМО рассказывает её основоположник – Илья Александрович Чистяков, а здесь своим мнением о школе делится Валентина Олеговна Грищенко, мать шестерых (!) детей, которые учатся в ЛНМО, там же учится ещё и её племянник… А вот фотография с ней и тремя её сыновьями , которую она подписала так: «Главные учителя в жизни моих мальчиков!». Это оказывается Чистяков и я…
И в заключение. 17 мая 2023 года я получил письмо: «Уважаемый Анатолий Абрамович! Приглашаем Вас на Последний звонок и концерт, посвящённый окончанию 2022-2023 учебного года в ЛНМО, который состоится в понедельник 22-го мая с 15:00 до 18:00 в Белом зале Политехнического университета. Этот год был очень сложным, но благодаря Вам (в этом есть только небольшая доля правды – А.Ш.) мы справились со всеми трудностями, преодолели, казалось бы, невозможные преграды. Наши ученики по-прежнему учатся в своих коллективах, участвуют в олимпиадах и конференциях самого высокого уровня, становятся призёрами и победителями. Лаборатория не просто выживает, но преображается, обретает новую силу. Мы подготовили большой концерт «Назад в будущее»: музыкальные номера, сатирические миниатюры, чествование отличников и выпускников. Лаборатория – это мост, соединяющий прошлое и будущее. Мы очень благодарны, что Вы были верным другом Лаборатории. Будем рады видеть Вас на празднике, и надеемся, что Вы произнесете напутственную речь нашим выпускникам и ученикам. Директор ЛНМО И.А. Чистяков».
Хотя в последнее время я практически никуда не хожу, здесь отказаться было нельзя.
Этот текcт я прокомментировал так: «Они выстояли. Считают, что с моей помощью». Наш выпускник Михаил Медвинский при этом заметил: «С Вашей помощью и вся страна выстоит». Я ответил так: «Но, к сожалению, мне осталось стоять недолго!».
В этом году было три выпускных класса: традиционный – математический, инженерный (второй выпуск) и гуманитарный (первый выпуск). Прощание со школой было незабываемым.
Никто из чиновников от образования на это событие не пришёл (думаю, что их и не приглашали), и вместо них после вступительного слова Чистякова предложили выступить мне, я ведь тоже от образования, хотя и не чиновник…
Моя речь на этот раз была очень короткой, но в ней мне удалось сказать всё самое главное для меня, и, я думаю, для слушателей: «Толстой призвал не противиться насилием злу. Вы все (ребята, родители, бабушки, дедушки и учителя) так и поступили. Было зло – закрытие школы, просуществовавшей 30 лет и ставшей народным достоянием, а вы наперекор злу без какого-либо насилия возродили школу! Аун Сан Су Чжи из Мьянмы в 1991 году была присуждена Нобелевская премия за «выдающийся пример силы бессильного». Вы проявили такую же силу, и грех было не помочь вам в этой борьбе. Теперь у вас есть опыт борьбы со злом, и это может сильно помочь в жизни».
Для тех, у кого Толстой, как философ, недостаточный авторитет, приведу аналогичное высказывание человека, который «задержался» в истории значительно дольше Толстого-философа. Апостол Павел в послании римлянам советовал: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром». Мы воспользовались этим советом, и зло не смогло победить нас!
По завершению «Последнего звонка» мне вручили много цветов, а ещё и подарки. Под одной из фотографий появился такой комментарий: «Анатолий, огромное спасибо Вам от всех лабораторцев за все, что Вы делаете для ЛНМО!» Неплохо, правда?
А на следующий день я получил письмо от Марии Вячеславовны Чистяковой – заместителя директора ЛНМО: «Огромное спасибо Вам за вчерашнее выступление, за то, что Вы были вместе с детьми, родителями и учителями ЛНМО. Все эти грандиозные события, происходящие с нами, я думаю, мы осмыслим по-настоящему через много лет».
И на «закуску». Тем временем ЛНМО выиграла суд: решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 апреля 2023 признано незаконным расторжение договора на «математической площадке». Оно вступает в силу 25 мая, но лаборатория в прошлое уже не вернётся!