PIAROFF
Компании
Новости
Пресс-релизы
События
Статьи
~1 минут

Количество совершенных покупок через СБП увеличилось в 5 раз

Рост связан с активной маркетинговой кампанией по популяризации способа оплаты. Однако ряд экспертов считают, что он замедляется, сообщают Ведомости.

Tag : Антон Немкин

Рост связан с активной маркетинговой кампанией по популяризации способа оплаты. Однако ряд экспертов считают, что он замедляется, сообщают Ведомости.

С января по сентябрь граждане России совершили более 1 млрд покупок через Систему быстрых платежей (СБП) на сумму 1,84 трлн руб., следует из данных Банка России. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель увеличился в 5 раз. При этом итоговая сумма транзакций вместе
с переводами составила 20,3 трлн руб. Согласно данным, СБП воспользовался каждый третий житель России. Но несмотря на рост, доля оплаты через систему все еще принимает скромное значение в общей сумме всех транзакций – порядка 9%.

По мнению Банка России, рост числа и объема покупок связывается с увеличением количества торговых точек, которые принимают оплату по СБП с помощью QR-кодов: так, количество таких точек составило почти 1,3 млн. При этом 9 из 10 ­– малые и средние предприятия. 

«Взрывной» рост оплаты по QR-кодам через СБП связан с эффектом низкой базы, так как активное продвижение этого способа оплаты началось только в этом году, отметил генеральный директор аналитического центра «Бизнесдром» Павел Самиев.  В дальнейшем этот эффект будет постепенно затухать, но объем транзакций не упадет, а просто будет расти не так активно, добавляет эксперт. При этом максимальный потенциал платежей не исчерпан, считает директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.

Действительно, в этом году заметен спрос на оплату посредством СБП, отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «Во-первых, СБП выступает альтернативой бесконтактной оплаты, к которой привыкли многие граждане России. Это, действительно, удобно – не нужно всегда носить
с собой карту, которую, кстати, можно потерять, достаточно иметь только телефон. С другой стороны, сам сервис выбрал очень выгодную политику по отношению к организациям, которые внедрили СБП: комиссия на уровне 0,4–0,7%, в то время как при привычной безналичной оплате комиссия может достигать и 3%. Поэтому сейчас особенно распространены истории, когда даже продавцы крупных ритейлеров в первую очередь предлагают оплатить именно через qr-код», – пояснил Антон Немкин.

Возможно, такой способ оплаты не закрепиться в лидерах, считает эксперт. «Но напомню, что безналичная оплата через смартфон занимала достаточно устойчивые показатели. Поэтому все будет зависеть от самого сервиса: от того насколько эффективно он привлечет потребителя и как быстро завоюет его доверие, в том числе для совершения больших покупок. Сейчас есть некоторый дисбаланс в выгоде между потребителем и бизнесом. Например, при оплате СБП могут не начисляться бонусы, которые точно начисляются при оплате привычной картой. Поэтому необходимо зарабатывать лояльность пользователей так же эффективно, как и бизнеса. Оплата qr-кодами – это отличный пример цифровизации и импортозамещения, и при правильной политике сервиса она будет показывать устойчивые результаты» – заключил Антон Немкин.