PIAROFF
Компании
Новости
Пресс-релизы
События
Статьи
~1 минут

Как сделать социальную помощь доступной в регионах?

В России с 2013 года существует Федеральный Закон №442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Он дает право мало защищенным слоям населения получать помощь удобным способом: как у государственных поставщиков соцуслуг, так и у негосударст...

Tag : 201

В России с 2013 года существует Федеральный Закон №442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Он дает право мало защищенным слоям населения получать помощь удобным способом: как у государственных поставщиков соцуслуг, так и у негосударственных поставщиков, призванных расширить возможности получения помощи для людей, а иногда и закрыть пробелы и недочеты государственных центров. По сути, давая возможность работать поставщикам, закон позволяет создать полный цикл социального обслуживания на регулярной основе. Для каждого человека, ждущего помощь сегодня. Закону уже 10 лет. Но к его исполнению в регионах до сих пор много вопросов. Разбираемся, что и как можно улучшить.

16 февраля 2023 года на площадке холдинга «Евромедиа» состоялась Всероссийская онлайн-конференция «Действенные инструменты повышения эффективности социального обслуживания граждан и членов их семей при формировании единой доступной системы социального обслуживания в Российской Федерации». В конференции участвовали представители Совета Федерации и Госдумы, руководители региональных органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения, представители некоммерческих организаций Центральной России, Урала и Дальнего Востока. Весь текст резолюции по итогам конференции можно прочитать по ссылке куар-кода.

Среди участников выступили представители фонда помощи детям с нарушениями развития «Я особенный» — это уникальный поставщик социальных услуг в России, который с 2014 года успешно работает с детьми, имеющими ментальные нарушения, а с 2016–2017 гг. делает это по механизму социального обслуживания из ФЗ №442.

Именно на его примере можно хорошо просмотреть картину эффективности закона. В Свердловской области, где работает поставщик, 23 тысячи детей-инвалидов. В госцентрах, то есть у поставщиков старого формата, семьи с такими детьми могут пройти реабилитацию всего один-два раза в год. В остальное время, когда помощь детям также крайне необходима, семьи обращаются к негосударственным поставщикам.

Мама особенного ребенка, педагог Ирина Пахнутова: «Без регулярной помощи от разных специалистов прогресса у особенного ребенка быть не может. Помощь нужна ежедневная. Чтобы попасть на редкие реабилитации в госцентры, нужно отстоять очередь, найти время и деньги, добраться до областных центров из маленьких городов. Наша область большая – из дальних точек можно ехать до Екатеринбурга больше пяти часов! Преодолеть с ребенком, имеющим аутизм или ДЦП, такие расстояния – подвиг для родителя, стресс для ребенка. Наше спасение – негосударственные поставщики, которые обеспечивают нас помощью весь год, без перерывов. Без них дети уйдут в откат, сколько бы госцентров ни строилось. Главная сила негосударственных поставщиков – большой объем услуг, качество помощи и регулярность».

Однако в регионе из года в год региональные власти создают барьеры для работы таких поставщиков, по сути, препятствуя исполнению ФЗ №442. Так в Свердловской области в 2019-м, 2022-м и в начале 2023 года региональные власти задерживали выплаты компенсаций за работу поставщиков. Отметим, негосударственные поставщики получают оплату только после выполнения работ и длительной, до месяца и более, проверки документов, а не авансом, как подведомственные региональному министерству государственные центры. Задержка выплат на несколько месяцев не дает поставщикам нормально работать: оплачивать труд привлекаемых педагогов, аренду, заниматься развитием проектов.

Кроме того, региональные власти без запуска пилотных проектов сокращают объем соцуслуг, занимаясь при этом имитацией общественного обсуждения и привлекая к разработке любых изменений лиц, которые не имеют отношения к социальному обслуживанию, но традиционно одобряют все, что исходит от чиновников-грантодателей. Тарифы на соцуслуги остаются невероятно мизерными: 31 рубль и 13 копеек, 8 рублей и 34 копейки, 61 рубль и 86 копеек – за услугу.

Последний такой антисоциальный закон был принят в Свердловской области 23 января 2023 года. Контроль за деятельностью Минсоцполитики не ведет.

Похожие ситуации происходили в Волгоградской области, ЕАО, Нижегородской области.

Так как изменить ситуацию? На этот вопрос в ходе конференции ответила Александрина Хаитова, президент благотворительного фонда «Я особенный». Основные тезисы для улучшения ситуации:

1.      Изменение системы финансирования поставщиков соцуслуг. Нужны повременные (почасовые) подушевые нормативы финансирования поставщиков, единые для всех поставщиков внутри региона, независимо от формы собственности. Услуги учитываются не в штуках, а в рублях за час. Тарифы должны быть экономически обоснованы.

2.      Необходимо проработать единообразие в правовом регулировании по всем регионам России. Единое социальное пространство.

3.      Усовершенствование механизмов межрегиональных трансфертов для обеспечения доступности социальных услуг нуждающихся категорий вне зависимости от их местонахождения.

4.      Акцент – на развитие неценовой конкуренции, естественный рост количества поставщиков соцуслуг. Ускорить формирование госзаказа по 189 ФЗ в регионах. В рублях и в суммарных часах обслуживания по категориям клиентов.

5.      Необходимо подключить федеральные органы исполнительной, законодательной власти, прокуратуры, ФАС – для планового контроля за соблюдением федерального законодательства органами исполнительной власти в регионах.

6.      Правительству РФ использовать для решения острых вопросов управленческий инструмент – матричное управление социальными проектами на федеральном и региональном уровне для проработки и устранения имеющихся сегодня барьеров. Регионы сами их устранять не будут. Сегодняшнее состояние дел наглядно это показывает.

7.      Правительство России также должно поручить Минтруду РФ разработать актуальные методические рекомендации и единые стандарты с целью регулирования сложившейся ситуации.

По сути, действенные инструменты уже заложены в ФЗ №442, отмечает Александрина Хаитова. Это Индивидуальная программа получателя соц. услуг (ИППСУ – с помощью этого документа люди могут обслуживать там, где им удобно), подушевые нормативы финансирования – условие для конкурентного рынка, учет затрат государства по каждому человеку в разных группах людей. Данные инструменты – ключевые во всем мире, они позволяют отслеживать экономическую эффективность государственных денег вплоть до человека. Сколько государство тратит на каждого и какой от этого имеет социальный эффект.

Если изучать отчеты органов региональной исполнительной власти, а затем наложить эту информацию на реестр поставщиков социальных услуг в каждом регионе, мы видим, что они не содержат достоверной информации о реальном положении дел. Инструменты эффективности до сих пор не задействованы в полной мере через региональные НПА. Все это несмотря на вступление в силу ФЗ №442 с 2015 года!

Главное в концепции данного закона – поддержка не организаций, а конкретных людей в виде оплаченной поставщику соцуслуг работы с этими людьми, с каждым из людей. В деньгах. По группам инвалидов, пожилых, детей и других нуждающихся. Только тогда мы увидим эффективность вплоть до отдельного человека, а не абстрактные цифры из отчетов регионов, в каждом из которых при этом свой список услуг и невозможно получить объективную картину по стране, считает эксперт.

Очевидно, что недоработанная нормативная правовая база и существующие сегодня административные и правовые барьеры в регионах сдерживают развитие рынка социальных услуг, принципы которого заложены ФЗ № 442, несмотря на имеющиеся бюджетные резервы.