Заместитель председателя Госдумы Борис Чернышов предложил ввести специальный графический знак для компаний, которые не смогли обеспечить надежную защиту персональных данных своих клиентов. Такая маркировка должна помочь россиянам определить, стоит ли им доверять таким фирмам, а также повысить ответственность операторов персональных данных.
Чернышов обратился с инициативой в министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Он считает, что введение маркировки повысит информированность особо уязвимых категорий граждан: несовершеннолетних и пожилых людей. А сами компании будут вынуждены уделять больше внимания защите данных своих клиентов.
«Прошу рассмотреть возможность разработки и внедрения специального графического знака «ненадежный оператор персональных данных», а также маркировки компаний, допустивших утечку персональных данных клиентов, таким графическим символом», – цитирует письмо депутата ТАСС.
Инициатива Чернышова появилась на фоне ряда скандалов с утечками данных пользователей различных сервисов. Например, в июле 2023 года стало известно, что из сервиса электронных книг «ЛитРес» утекли более трех миллионов строк данных, включая имена, фамилии, адреса электронной почты и хешированные пароли. Компания заверила, что платежная информация находится в безопасности.
Весной 2023 года министр цифрового развития Максут Шадаев предложил ввести оборотные штрафы для компаний, допустивших утечку персональных данных. По его словам, бизнес опасается скорее потери репутации, чем штрафов. В новой версии законопроекта об оборотных штрафах также предусмотрена персональная ответственность для должностных лиц за утечки данных.