Tag : Антон Немкин
Цифровые двойники всех российских дорог могут появиться уже к 2030 году. В первую очередь, они помогут отслеживать организацию дорожного движения, а также состояние светофоров, знаков, тротуаров и оперативно принимать решения по приведению их в надлежащее состояние. Кроме того, такой подход позволит эффективнее использовать время специалистов, которое ранее они тратили на рутинные, а порой и опасные процессы.
Российские специалисты планируют создать цифровой макет улично-дорожной сети страны уже к 2030 году – в общей сложности это 1,5 млн километров дорог. Впоследствии это поможет проводить оперативный мониторинг состояния светофоров, дорожных знаков, ограждений, бордюров, остановок, а также самого дорожного движения в автоматическом режиме. «Это позволит специалистам оперативно реагировать на изменения технического состояния объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, например, отсутствие необходимых дорожных знаков, ненормативный наклон стоек светофорных объектов», — рассказал журналистам генеральный директор компании «Цифровые дороги» Александр Демин. Создавать такие виртуальные копии дорожной инфраструктуры поможет искусственный интеллект.
На сегодняшний день компания «Цифровые дороги» уже оцифровала 70 городов в 29 регионах страны и 40 тыс. км дорог. Для этого использовалась отечественная разработка — программно-аппаратный комплекс «Автодискавери», который при помощи нейросети и компьютерного зрения может создавать виртуальные копии улично-дорожной сети. Измерять координаты и параметры объектов помогали мобильные лаборатории, которые при помощи машинного зрения, нейросетевого анализа и LiDAR технологий с точностью до 10 см в режиме онлайн определяют и классифицируют все объекты на дороге. Такие лаборатории могут проезжать по 150 километров в день, при это работают полностью в автоматическом режиме, без человеческого ресурса. Все данные автоматически заносятся в базу без ручной обработки, поэтому оцифровка стандартного города укладывается примерно в две недели.
Цифровой двойник — это, в первую очередь, виртуальная копия физического объекта к которой также прилагается инженерная информация, что позволяет понять и смоделировать общую производительность, напоминает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «Проще говоря, цифровой двойник — это полный аналог физического объекта, который постоянно обновляется данными из разных источников. Поэтому они намного эффективнее, например, тех же 3Dмоделей, которые абсолютно статичны. Такие виртуальные копии делают значительно проще всю организацию дорожного движения. Подрядчики, строительные фирмы, операторы дорог и мостов могут использовать их для большей наглядности и понимания всех последствий принимаемых решений. Те же светофоры и знаки, которые зачастую на этапе проекта кажутся вполне уместными, а по итогу сильно осложняют процесс движения и приводят к многочисленным штрафам, при помощи таких копий будут устанавливаться более продуманно. Здорово, что для этого уже используются отечественные разработки. Очень хочется, чтобы конкуренция в этом секторе также росла, позволяя перепроверять те или иные принятые решения – от них ведь зависят и жизни россиян, ежедневно передвигающихся по этим дорогам», — отметил депутат.
Часто причиной большого количества аварий на определенных дорогах становится не состояние дорожного полотна, а как раз неверная организация дорожного движения, уверен Немкин. «Получается, что «западня» для водителей закладывается еще на этапе проектировки, а цифровые двойники помогают решить эту проблему. И избежать большого количества неприятностей, а порой и серьезных жертв. Да и в целом такой подход помогает намного эффективнее использовать ресурсы сотрудников, которые могут заниматься развитием дорожной сети, а не тратить силы и время на рутинные процессы, а иногда и пребывание в опасных условиях», — добавил парламентарий. Использует искусственный интеллект для трансформации и цифровизации дорожной отрасли и РЖД, где на минувшей неделе представители виртуальный интерфейс-помощник «Валеру». По словам разработчиков, он обладает огромным набором знаний по своей специфике, то есть по железной дороге. «Его отличие от скучной привычной документации в том, что вы можете его переспросить, если вам что-то непонятно, и вместо зачитывания одного и того же абзаца из документации 10 раз он постарается переформулировать это», — рассказали в холдинге. Внешний вид помощника создавался нейросетью из объемного набора фотографий железнодорожников.