В выстраивании деловых отношений важно учитывать историю, культуру и специфику правового блока. Например, Южная часть африканского континента – в основном бывшие британские колонии. Там действует британское право, оставшееся после колонизаторов, сообщила директор International Business Acceleration Center (IBAC) Юлия Берг в интервью изданию «Монокль».
В ЮАР существует комплекс мер по поддержке «ранее угнетенных» категорий населения, то есть черных, цветных и других групп, во времена апартеида не имевших право даже сидеть с белыми на одной скамейке в парке.
«Это политика Black Business Empowerment, предполагающая господдержку и преференции для компаний, не менее 51 процента которых принадлежат одной из этих категорий граждан, и эти аспекты нельзя не учитывать при планировании и реализации совместных проектов», — отметила Берг.
В свою очередь ответственный секретарь Африканско-русской энергетической ассоциации (АРЭА) Андрей Громов добавил, что существует большая коммуникационная пропасть между представителями российского бизнеса и африканцами. Для полноценной работы в Африке российскому бизнесу придется выстраивать иные отношения, завоевывать контрдоверие, показывать и демонстрировать другую модель.
«Есть позиция европейских стран и есть деловая культура всех бывших колоний, которые привыкли, что «их пришли грабить», а значит надо попытаться ограбить их вперед. А есть наши постсоветские страны, которые вне этой модели находятся, и нам приходится доказывать с одной стороны, что мы не европейцы, а с другой стороны, что взаимодействовать с нами надо иначе», – сказал Громов.
По словам Берг, в течение 70 лет советского прошлого отвергались капиталистические модели, в переходном периоде работали внеправовые принципы, а сейчас России приходится работать в некоем комбинированном формате, параллельно создавая новые форматы, соответствующие духу времени и отражающие реалии эпохи высокой турбулентности.
«Русские приходят и называют сразу цену, по которой они готовы купить. А в Египте мы никогда не получим вначале цену, по которой надо покупать. Нам всегда назовут в три раза больше. Такова культура торгов, в которых процесс обсуждения цены — важный аспект социализации и установления отношений», – подытожил Громов.