Tag : кнд,контрольно-надзорная деятельность,проверки
Правительство представило сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2022 год; в составе документа опубликован отчёт о текущем состоянии и развитии информационных систем, применяющихся в контрольно-надзорной деятельности.
Как говорится в отчёте, в 2022 году реформа контроля в России сопровождалась активным внедрением новых цифровых решений, направленных на усовершенствование единой модели данных и позволяющих ускорить и упростить, а также сделать прозрачным взаимодействие контролируемого лица и контролера.
Единый реестр контрольных мероприятий
Единый реестр контрольных мероприятий создан, чтобы учитывать всю информацию о проверках и некоторых профилактических мероприятиях, обеспечить согласование этих проверок с органами прокуратуры и для информирования контролируемых лиц о таких проверках. При этом система работает со справочниками — практически все значения заполняются не в качестве текстовых полей, а путём выбора допустимого значения.
С такими данными можно в дальнейшем работать — анализировать, массово выявлять и устранять допущенные нарушения.
Система создана Генеральной прокуратурой РФ совместно с Минэкономразвития России.
В 2022 году произведены следующие доработки:
См. также: Мораторий на плановые проверки бизнеса и организаций сохранится до 2030 года – глава правительства >>>
Единый реестр видов контроля
Оператор — Минцифры России; функциональный заказчик — Минэкономразвития России.
Единый реестр видов контроля создан, чтобы оцифровать положения о видах контроля и превратить эти нормативные акты в справочные значения, которые используются всеми остальными системами в сфере контроля. В системе оцифрованы более 30 тысяч нормативных актов.
Без опубликования карточки в системе внесение проверок в Единый реестр контрольных мероприятий технически невозможно. Большинство выпадающих полей в Едином реестре контрольных мероприятий — это справочники Единого реестра видов контроля.
Наличие оцифрованных нормативных актов в Реестре позволяет оперативно получать аналитику по осуществляемым видам контроля, потому что данные становятся структурированными в базе данных.
Доработки в 2022 году:
ГИС «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной деятельности» (ГИС ТОР КНД)
Оператор — Минцифры России, функциональный заказчик — Минэкономразвития России.
ГИС ТОР КНД — это система, которая является личным кабинетом инспектора в различных органах власти (если у них нет своих информационных систем или эти системы не направлены на контрольную деятельность). Чаще всего ГИС ТОР КНД используется в субъектах РФ.
В ГИС ТОР КНД ведётся 17 реестров разрешений, из них пять реестров лицензий. ГИС ТОР КНД используют более пяти тысяч органов (включая муниципальные); в системе работают более 16 тысяч инспекторов.
См. также: Расширены состав пользователей и сфера применения ГИС ТОР КНД – постановление >>>
В 2022 году:
Минэкономразвития России совместно с Минцифры России при поддержке Центра стратегических разработок реализуют проект по цифровизации производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемым органами контроля.
Разработана подсистема ГИС ТОР КНД «Административное производство», позволяющая вести полный цикл производства по делу об административном правонарушении в электронном виде. Подсистема интегрирована с иными государственными информационными системами, в том числе Единым реестром контрольных мероприятий, ЕПГУ, Реестром обязательных требований, Единым государственным реестром юридических лиц.
Опытная эксплуатация подсистемы запущена в декабре 2022. В «пилоте» приняли участие 11 региональных органов контроля из девяти регионов.
Как говорится в отчёте, на данный момент разрабатывается новый функционал приложения «Инспектор», который позволит:
Единый портал госуслуг
На ЕПГУ можно посмотреть все свои проверки, направление уведомлений на этот портал является юридически значимым. При этом портал использует все возможные механизмы уведомлений, чтобы удостовериться, что контролируемое лицо реально получит эту информацию. В случае проведения профилактического визита его можно оценить на портале.
В 2023 году планируется значительно расширить этот функционал:
Портал автоматизированного сбора информации
Для взаимодействия Минэкономразвития России с участниками реформы контроля функционирует портал автоматизированного сбора информации.
Он позволяет оперативно опрашивать контрольные органы в массовом порядке и получать аналитику в результате таких опросов, выстраивать работу созданных в регионах рабочих групп и доводить разъяснения (с помощью видеоинструкций, чат-бота, раздела «вопрос-ответ»). Кроме того, на портале размещены виды сведений информационных систем в рамках контрольной деятельности.
Реестр обязательных требований
Реестр обязательных требований, предъявляемых бизнесу по правилам госконтроля, создан для систематизации и информирования заинтересованных лиц и должен содержать перечень обязательных требований и информацию об установивших их нормативных правовых актах.
Наполнение реестра обязательными требованиями осуществляется в соответствии с планом-графиком. Для масштабирования Реестра в 2022 году в план-график внесены изменения, предусматривающие дополнение его 34 видами разрешительной деятельности, в отношении которых установлена обязанность по внесению сведений в реестр.
В 2022 году осуществлен пилотный запуск регионального сегмента реестра, в котором приняли участие пять субъектов РФ: Волгоградская область, Краснодарский край, Липецкая область, Нижегородская область, Республика Башкортостан.
По итогам 2022 года в реестр внесли сведения 47 ведомств, количество пользователей реестра превысило четыре тысячи. Общее количество нормативных правовых актов в Реестре составляет 4375 нормативных правовых актов, из которых 4269 федеральных и 106 региональных актов.
В 2023 году запланировано внесение в Реестр сведений об обязательных требованиях по всем видам федерального контроля (надзора). В части видов контроля, по которым в плане-графике наступил срок внесения сведений в Реестр, оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольных мероприятий возможна только при его наличии в Реестре. Соответствующий принцип реализован посредством исключения возможности текстового указания реквизитов структурных единиц и обязательных требований в Едином реестре контрольных мероприятий (информация должна загружаться из справочников Реестра).
См. также: Ежегодная экономия бизнеса от реформы КНД составила 200 млрд руб – вице-премьер >>>