PIAROFF
Компании
Новости
Пресс-релизы
События
Статьи
~1 минут

Что ждёт вузы – стратегическая сессия по их развитию

Правительство сообщило в среду о «стратегической сессии по развитию вузов, обеспечивающих подготовку инженерных кадров и научных разработок для обеспечения технологического суверенитета России», на которой председательствовал Михаил Мишустин. «Главно...

Tag : МГТУ,реформа,суверенитет

Правительство сообщило в среду о «стратегической сессии по развитию вузов, обеспечивающих подготовку инженерных кадров и научных разработок для обеспечения технологического суверенитета России», на которой председательствовал Михаил Мишустин.

«Главной темой встречи стала трансформация инженерного образования в связи с внедрением новых технологий на производстве, в частности технологий искусственного интеллекта. Участники обсудили стратегию развития инженерных наук на базе одного из ведущих технических вузов – МГТУ им. Баумана», – так в Минобрнауки дополняют сообщение правительства.

Конкретного немного. Ритуальное поминание ИИ, фетишизация которого вошла в острую фазу. Сведения о том, кого должна готовить высшая школа: «разработчики перспективных образцов техники, инженеры-системотехники, программисты, представители огромного перечня других специальностей, которые необходимы для усиления промышленного потенциала».

Состав участников стратегической сессии, пожалуй, информативнее. Минцифры «в режиме ВКС» представлял один только заместитель министра Олег Качанов. От Минобрнауки был министр с тремя заместителями. А ПАО «Сбербанк» присутствовало в количестве пяти экспертов во главе с президентом и председателем правления (это один и тот же человек).

Будущее высшей школы правительство видит, если в общих чертах, следующим образом.

Есть «ведущие вузы, которые «служат примером для всех остальных учебных организаций». Мишустин приводит как пример Тимирязевскую академию, МАИ, МИФИ, «Станкин», МГТУ им. Баумана. И говорит, что ведущие вузы «первыми должны измениться, чтобы в полной мере соответствовать современным вызовам, которые сейчас стоят перед нашей страной». Как следствие, ведущие вузы «становятся экспериментальными площадками».

Основной «экспериментальной площадкой» назначен МГТУ им. Баумана, где «формируются сильные исследовательские команды, вводятся современные учебные корпуса, хорошо оснащённые лаборатории, комфортные студенческие общежития», а в 2024 появится «кампус мирового уровня».

«Экспериментальным площадкам» предстоит, в частности, «обновить кадровую политику, прежде всего в части формирования преподавательского состава». Это ладно, но это не всё: от ведущих вузов также требуется «скорректировать принципы организации как образовательных программ, так и научных изысканий и разработок».

Будучи сформулированным в весьма общей форме, такое предписание грозит любыми последствиями, включая непредвиденные. Опасаться этого заставляет современный, далеко не положительный, опыт реформирования отечественной высшей школы.

Поводы для опасений есть ещё, назовём два. Главное: в сообщении правительства ничего не говорится о качестве образования выпускников вузов. Рискованно предполагать, что изменения «в части формирования преподавательского состава» автоматически обеспечат качество обучения и воспитания студентов. Возможно, грамотно составленные показатели эффективности деятельности вузов в сочетании с их самостоятельностью в выборе методов работы были бы продуктивнее.

Второе. Проблема подготовки инженерных кадров не решается одной только высшей школой, хотя бы по причине банальной нехватки абитуриентов, способных к тяжёлой учёбе в МФТИ, МИФИ, том же МГТУ. Инженерные кадры необходимо готовить со школы, и хорошо ещё, если не с начальной. Однако министерство просвещения на стратегической сессии не присутствовало.