PIAROFF
Компании
Новости
Пресс-релизы
События
Статьи
~1 минут

Центробанк о современном состоянии защиты от атак на банковские счета граждан

За девять месяцев банки отбили более 20 миллионов попыток похитить деньги клиентов и спасли в общей сложности 3,3 триллиона рублей, сообщил заместитель председателя Банка России Герман Зубарев. Результативность технических систем защиты от мошенничес...

Tag : мошенники,центробанк

За девять месяцев банки отбили более 20 миллионов попыток похитить деньги клиентов и спасли в общей сложности 3,3 триллиона рублей, сообщил заместитель председателя Банка России Герман Зубарев.

Результативность технических систем защиты от мошеннических списаний составляет, по его словам, около 98%, тем не менее злоумышленникам удалось похитить почти 11,8 миллиарда рублей, рассказал он.

Зубарев имеет в виду технические системы банков. На уровне операторов связи, напромним, картина существенно иная. Так, по данным «Вымпелкома» (октябрь 2023), только 17% мошеннических звонков отсекаются техническими системами, сами же абоненты блокируют 48% попыток дозвона, не снимая трубку при звонке с незнакомого номера, ещё 30% абонентов сбрасывают соединение, услышав «вам звонит служба безопасности банка» или тому подобную примитивную ложь.

По словам представителя ЦБ, в 2022 году количество мошеннических списаний уменьшилось впервые за семь лет, хотя сумма похищенных денег выросла – на 4%. Мошенники похитили 14,2 миллиарда рублей. Данные за 2023 год ещё готовятся, но уже виден положительный тренд, снижение доли мошеннических операций в общем объёме переводов. Так, за девять месяцев прошедшего года люди сделали перечисления почти на 133 триллиона рублей, мошенникам из этой суммы досталось примерно 11 миллиарда рублей, или 0,0085%.

См. также: Центробанк включил мошенническое списание денег в минимальные требования к страхованию банковских карт >>> 

Дропперство

Зубарев рассказал о ситуации с дропперством, которая «развивается по негативному сценарию». Дропперские счета – это счета реальных людей, с помощью которых выводятся украденные деньги. Средний срок «жизни» дропперских карт составляет от двух до 15 дней в зависимости от банка, но этого времени мошенникам хватает для совершения преступлений.

Как рассказал зампред ЦБ, в последнее время в дропперство активно стали втягивать подростков. С 14 лет они могут оформить банковскую карту с разрешения родителей. А мошенники распространяют в соцсетях рекламу: якобы под видом банков, которым нужно выполнить «план по продажам», предлагают людям оформить любую карту и передать её неким лицам за вознаграждение — например, за 3 тысячи рублей. Так детей массово втягивают в дропперство.

Телефонные мошенники

Персонификация атак телефонных мошенников — это тренд последних месяцев, сообщил Зубарев. Злоумышленники стали предварительно изучать жертву — её профиль в соцсетях, круг друзей, место работы, материальное положение; оценивать, на какую сумму человек может оформить кредит. Часть информации о потенциальной жертве берётся с сайтов, на которых человек сам оставляет данные о себе, либо они становятся доступными из-за утечек.

Затем мошенники ищут способы вступить в контакт с этим человеком. Разрабатывается индивидуальный сценарий обмана. Так, массово распространяется схема с созданием поддельных Telegram-аккаунтов руководителей: чтобы завоевать доверие, людям пишут от имени их начальников. Мошенники могут использовать современные компьютерные программы, в том числе искусственный интеллект, чтобы создавать голосовые сообщения якобы от имени родственников человека. Затем с жертвой связываются по телефону и обманывают по стандартной схеме.

Банк России рекомендует гражданам держать в тайне персональные и финансовые данные. Стоит быть осмотрительнее, не размещать в свободном доступе личную информацию, не пересылать в мессенджерах и соцсетях чувствительные сведения из документов.

См. также: Центробанк предупредил об обещающих разблокировку активов онлайн-мошенниках >>> 

Зубарев утверждает, что благодаря законодательным новеллам и усилиям Минцифры удалось практически побороть звонки с подменой номера. Но теперь мошенники перешли в мессенджеры. ЦБ ожидает, что в дальнейшем злоумышленники продолжат использовать мессенджеры для обмана людей, сообщил Зубарев, напомнив, что кредитные организации вправе использовать для банковских операций только те мессенджеры, которые разрешил Роскомнадзор.

«Противодействие подмене номера вызывающего абонента позволило снизить долю таких звонков до 1%, но доля фрода через мессенджеры выросла до 80%, переключились на противодействие мессенджерам – звонки с подменой номера вернули себе долю в 30%», – сообщал по тому же поводу в октябре 2023 уже упоминавшийся выше представитель «Вымпелкома».

См. также: Кибербезопасность и финтех станут приоритетами центробанков БРИКС в 2024 году – глава ЦБ >>>