Tag : центробанк,электронные финансовые услуги и технологии
Основной фокус внимания Центробанка смещается на создание условий для предложения рынком потребителю качественных финансовых продуктов и услуг, содействие осознанному выбору потребителя и его «положительному финансовому самочувствию» как результату улучшения «финансового самочувствия», следует из проекта «Основных направлений повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2025–2027 годов», опубликованного для общественного обсуждения во вторник.
Финансовое самочувствие (financial wellbeing) – способность человека выполнять свои текущие и будущие финансовые обязательства, чувствовать уверенность в своём финансовом будущем и иметь возможность принимать финансовые решения, повышающие качество его жизни, поясняет ЦБ. Впервые регулятор провёл замер финансового самочувствия россиян в 2021 году. С тех пор результат измерений немного вырос, но по-прежнему характеризуется как средний.
Как говорится в документе, развитие финансового рынка, повышение его цифровизации и реализация предпринятых ЦБ мер вывели доступность финансовых услуг в России на достаточно высокий уровень. Теперь на первый план выходят вопросы полезности финансовых услуг – действительно ли финансовые инструменты, которыми пользуются люди, удовлетворяют их потребности и способствуют улучшению финансового самочувствия.
Этих целей планируется достичь с помощью внедрения принципов управления продуктом (product governance) на финансовом рынке.
Регулятор продолжит развивать дистанционные сервисы, чтобы у всех жителей страны был равный доступ к финансовым продуктам и услугам.
Для потребителей, которые в силу разных причин не могут или не готовы получать услуги онлайн, необходимо сохранить офисы финансовых организаций на отдалённых и малонаселённых территориях и расширить облегчённые форматы обслуживания: сервис «Наличные на кассе», мобильные офисы, получение финансовых услуг на почте. Содействие сохранению и развитию сети «Почты России» выделено в отдельный пункт. В частности, ЦБ рассматривает возможность признания «Почты» критически важной инфраструктурой для оказания населению финансовых услуг.
Основные задачи и мероприятия на период 2025–2027 годов
1. Содействие цифровизации:
2. Мониторинг групп населения и бизнеса, которые могут находиться в зоне риска цифрового неравенства.
3. Выявление практик применения искусственного интеллекта, образующих риски с точки зрения обеспечения доступности и качества финансовых услуг.
Регулятор также считает важным формирование безопасной финансовой среды для людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных групп населения, чтобы они могли воспользоваться услугами как в офисах, так и удалённо. Планируется содействие применений технологий искусственного интеллекта, полезных для этих групп населения.
Планируется развивать и поддерживать альтернативные банковскому кредитованию инструменты финансирования малого и среднего бизнеса – выход компаний на фондовый рынок, краудфинансирование. Cреди ключевых задач – совершенствование риск-ориентированного банковского регулирования кредитования субъектов МСП и развитие платёжных сервисов.
Для создания сбалансированных и благоприятных условий повышения финансовой доступности предусмотрено одновременное совершенствование защиты прав потребителей, повышение кибербезопасности и финансовой грамотности, выявление практик применения ИИ, несущих риски с точки зрения обеспечения доступности и качества финансовых услуг.
Комментарии по проекту принимаются до 28 октября 2024 года включительно.